Какие обязанности руководителя продаж положительно влияют на прибыль компании? Главная обязанность директора по продажам — отладить систему продаж, быть примером для команды, а не кабинетным генералом. В статье поговорим о ключевых функциях сильного РОП (руководителя отдела продаж).

С чего начать РОП-у

Проанализировать воронку продаж и грубые показатели: финансовая цель, цель на квартал и месяц, текущий объём продаж, количество сделок в воронке продаж, сумму продаж каждого менеджера, количество звонков, встреч за период. Затем разобрать горячие лиды (заявки и звонки) и отработать 20-30 типовых вопросов от потенциальных клиентов. Такой экспресс-анализ позволит РОП-у объективно оценить ситуацию по продажам и разработать стратегию дальнейших действий.

Создать welcome тренинг для новых сотрудников. Это поможет новичкам быстрее вливаться в процесс и испытывать меньший стресс в продажах. В такой тренинг может входить серия видео, примеры продаж и переговоров, описание преимуществ продукции и потенциальных клиентов. Адаптация нового менеджера входит в зону ответственности руководителя продаж.

Собрать список материалов для команды: видео, скрипты, фишки, техники. Включить в список материалов эффективные коммерческие предложения, записи лучших звонков менеджеров для менеджеров, листы преимуществ и сравнений с конкурентами. Это поможет сотрудникам продавать уверенней. Материалы для отдела продаж должны обновляться регулярно. Они помогут передавать знания и навыки от опытного профессионала менее опытным коллегам.

Целеполагание входит в обязанности руководителя продаж

Ставить амбициозную достижимую цель для каждого по продажам на год / месяц / неделю исходя из среднего чека по менеджерам, продуктам, периодам, компаниям. Цель должна привязываться к личным планам менеджера, а не цели компании. Цель заносится в CRM систему для каждого сотрудника. Необходимо «дробить» действия сотрудника в разрезе общей коммерческой цели компании.

Разбивать командную коммерческую цель на индивидуальную цель менеджера по продажам и заносить цель в CRM системе каждому сотруднику. Необходимо оцифровывать действия менеджера в разрезе коммерческой цели компании. Человек не будет выполнять план, если в него не верит. Он должен понимать, что нужно сделать, чтобы выполнить план и заработать деньги.

Разработать KPI по сотрудникам — планы показателей продаж, конверсий, звонков. Всё должно измеряться в числах. Процессы продаж должны быть прописаны. Если у вас еще нет CRM, узнайте, как внедрить crm по шагам.

Анализ показателей продаж

Операционный контроль продаж

Раздробить функции отдела продаж. Менеджер должен продавать. Если он вместо своего предназначения загружен не профильными функциями: распечатать документ, согласовать с бухгалтерией договор, подтвердить доставку и так далее — нанимайте ассистента отдела и перекладывайте на него рутину. РОП должен анализировать и сокращать потери в узких местах.

Ежедневно проводить планерку с менеджерами для разбора звонков, отработки возражений, общих результатов команды по воронке продаж и количеству звонков.

Ставить задачи менеджерам и контролировать ход важных сделок, ставить задачи при необходимости менеджеру по конкретной сделке: позвонить клиенту, дожать, выслать материал, провести презентацию и т.д. Контролировать задачи менеджеров и уровень загрузки, при необходимости вносить корректировки.

Отслеживать средний чек по менеджерам, продуктам, периодам, компаниям. Вы должны знать показатели собственной эффективности. Только системный анализ данных позволяет обнаружить узкие места и скрытые проблемы, а также точки роста ваших продаж и прибыли.

Проверять качество заполнения информации, при необходимости дополнительно стимулировать ответственность заполнения кнутом или пряником. В продуманной CRM системе, например, amoCMR, можно задать обязательность заполнения полей, без которых нельзя будет сохранить сделку. В таком случае менеджер будет вынужден ответственно заполнять информацию.

В обязанности руководителя продаж входит контроль воронок продаж в CRM системе. Ответственное ведение воронки продаж менеджерами и руководителем позволяет видеть реальную эффективность компании и каждого менеджера отдельно. Ежедневно просматривать отчет по сделкам в воронке продаж. Воронку продаж нужно вести по продуктам, периодам, менеджерам, контрагентам и так далее. Как правило, это следующие направления анализа:

— По действующим клиентам.Изучить процесс повторных продаж клиентам и улучшить его.

— По новым клиентам.Анализ этапов взаимодействия с новым клиентом от запроса до сделки.

— По каналам продаж. Анализировать источники продаж и определять самые эффективные из них. Это поможет правильно распределять как финансовые, так и рабочие ресурсы.

— По продуктам / решениям. Изучить спрос на продукты что продается лучше, где выше маржа, что поставить в приоритет продаж.

— По региону. Оценить географию продаж и локальные рынки сбыта. Понять, почему в одном регионе дела идут хорошо, а в другом нет. Распределить рекламный бюджет по приоритетам.

— По целевой̆ аудитории. Выделить сегменты целевой аудитории, которая уже покупает продукты / решения, интересна бизнесу и приносит прибыль. Понимая ЦА, предложения будут более точными.

— По сотрудникам.Анализ продаж каждого сотрудника. Кому из менеджеров необходима поддержка, какой менеджер лучше взаимодействует с определенным типом клиентов. Вычислить худших и улучшить их показатели либо расстаться.

Прогноз продаж

Корректировать распределение заявок по менеджерам в зависимости от уровня загрузки и эффективности отработки заявок. Заявки распределят заявки РОП или администратор. У рядового менеджера не должно быть возможности распределять заявки.

Внедрить отчетность, отслеживать показатели. Бесполезно отслеживать то, что не влияет на продажи компании. Мониторинг конверсий на всех этапах сделки, количество звонков и высланных КП, объём сделок в воронке, количество пресейлов в день / неделю / месяц и тп. — всё это важные показатели. Каждый бизнес имеет свой перечень важных показателей для контроля и улучшения.

Стимулировать работу с «возвращенцами». Реанимировать отношения со старым клиентом дешевле в несколько раз, чем привлечение нового клиента. Достаточно просто ему позвонить и сделать выгодное предложение.

Поддержка менеджеров по продажам

В обязанности руководителя продаж входит определение «старших». На старших менеджерах лежит ответственность. Иначе невозможно управлять коллективом больше 3-х человек. Не бойтесь давать полномочия самым способным и подающим надежды продавцам. Делегируйте задачи и контроль на сильных продавцов. Это освободит руки РОП-а в будущем и позволит управлять отделом более эффективнее, избежав балагана.

обязанности руководителя продаж

РОП должен обязательно прослушивать звонки менеджеров, оценивать качество отработки возражений и закрытия на следующий шаг. Обсуждать на еженедельном собрании звонки и улучшать работу с возражениями. Коллекционировать лучшие звонки.

Дорабатывать скрипты продаж, закрытие возражений, закрытия клиента на следующий шаг воронки продаж. Для этого можно использовать специальные облачные сервисы для построения скриптов продаж или же прописать их на бумаге, составить в ментальной карте типа Xmind.

Директор должен периодически ездить на встречи со «сложными» клиентами. РОП — это лидер и полководец. РОП обязательно должен быть на передовой, чтобы не терять хватку и «чувство» клиента. Но это не значит, что РОП замыкается на личных продажах. РОП продаёт руками менеджеров.

Снижать человеческий фактор — автоматизируйте, контролируйте и прорабатывайте процессы, ошибки зашивайте в скрипты. Регламенты в книге продаж внедрять только те, которые нужны и полезны, чтобы зря не «палить» ресурсы компании. Внедряйте роботов на повторяющиеся функции, например, в CRM системе. Например, можно использовать сервисы автодозвона клиентом, смс рассылки, уведомления клиентов по воронке продаж, о необходимости заказа продукции или о назначенной встрече.

Нанимать сотрудников. Найм можно вести по опыту, а лучше по потенциалу — второй вариант перспективней для развивающихся компаний. Нанимайте развивающихся людей, которые ежедневно стремятся к улучшению навыков, обучению и повышению собственных результатов. Рискованно нанимать «профессионалов», которые не хотят расти как профессионально, так и финансово. Подбирайте людей в команду осторожно. Неправильно подобранный сотрудник в отдел продаж может сильно подорвать работу, снизить эффективность, а вы потеряете время и силы на адаптацию такого сотрудника, который в итоге так и не приживётся.

Портрет сильного руководителя

Обязанности руководителя продаж в идеале должны дополняться и его личными качествами. РОП — это ориентир для всей команды. Соответственно, его склад личности и характер должны соответствовать высоким стандартам ключевой в любой компании должности.

Отношения. Знает своих людей, мотивацию и потенциал. Учитывает интересы всей команды. Умеет выстраивать контакт и рабочую атмосферу. Умеет находить выход из спорных ситуаций. Умеет регулировать личные и деловые отношения. Умеет выстраивать коммуникацию и развивать отношения с командой. Управляет эмоциями и ожиданиями, вовлекает и поддерживать интерес.

Контроль. Контролирует ход момента продажи, управляет продажами руками команды. Пресекает возможные манипуляции и саботаж в команде. Пресекает любое проявление посредственности.

Ответственность. Руководитель — лицо команды, отвечает за успехи и поражения каждого сотрудника лично, за командный результат по продажам. Отстаивает интересы команды внутри и вне компании в положительном созидательном ключе.

Решительность. Не боится принимать смелые и, если необходимо, жёсткие решения. Отвечает за собственные решения лично. Ставит цели, сроки и добивается результата.

Мышление. РОП интуитивно чувствует продажу. Умеет управлять процессом переговоров. Умеет корректировать и влиять на процесс продажи через сотрудника. Обладает коммерческим мышлением. Оцифровывает каждое действие.

Личная эффективность. РОП — пример личной эффективность и стремления к развитию для своих сотрудников. Уделяет время на личное развитие, стимулирует сотрудников к росту. Высокий уровень самоорганизации. Умеет ставить приоритеты. Понимает, как мотивировать самого себя.

Организационные навыки.Понимает и умеет работать со схемами организации разных видов деятельности. Организует рабочий процесс команды и каждого сотрудника в отдельности.

Собирает лучшие практики. Сканирует сильных менеджеров по продажам, что конкретно и как они делают, и на основании опыта создаёт собрание лучших практик для новичков и отстающих.

И, пожалуй, самое главное качество сильного управленца отдела продаж — это развитие всей команды. Мудрый руководитель помогает индивидуально каждому члену команды развивать его сильные качества и стороны в продажах. Он стимулирует развитие и тягу к совершенству в переговорах и продажах у каждого сотрудника. Такой руководитель заряжает всю команду и каждого в отдельности на результат. Он понимает, что хороший руководитель этот не тот, кто сам продаёт больше всех, а тот чья команда продаёт больше всех. РОП — это тренер и по совместительству один из лучших игроков, а не наоборот.

Высоких вам продаж и полных сделками воронок! Хотите узнать, как выстроить работу вашей команды по продажам оставьте заявку на внедрение amoCRM.

Автор статьи: Константин Тёсов
Копирование материалов запрещено и охраняется авторским правом.

Ответить

Отправить заявку

Let's get in touch!

* your phone